Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 22:17 |
Сайт учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка РО Терещенко Н.В. | |
Приветствую Вас Гость |
|
Учимся по программе "Школа 21 века"УМК "Начальная школа 21 века" Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор ). Предпосылками для его создания
стали: основные положения теории
Л.С.Выготского, научные идеи развивающего
обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова,
А.В.Запорожца, концепция перспективной
начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова,
Н.Ф. Виноградова). УМК «Начальная школа 21 века» включает
в себя учебники
по следующим учебным предметам: Все учебники включены в Федеральные перечени учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. В УМК реализован основной принцип
обучения: начальная школа должна
быть природосообразной, то есть
соответствовать потребностям детей
этого возраста (в познании, общении,
разнообразной продуктивной деятельности),
учитывать типологические и индивидуальные
особенности их познавательной деятельности
и уровень социализации. Следующая особенность проекта
"Начальная школа ХХI века" состоит
в том, по УМК позволяет успешно решать
одну из приоритетных задач начального
образования - формировать основные
компоненты учебной деятельности.
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание. Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое" УМК "Начальной школы ХХI века"
реализует в образовательном процессе
право ребенка на свою индивидуальность.
Все средства обучения содержат материал,
который позволяет учителю учесть
индивидуальный темп и успешность
обучения каждого ребенка, а также уровень
его общего развития. Во всех учебниках
предусмотрено дополнительное учебное
содержание, что позволяет создать
достаточно высокий эрудиционный,
культурологический фон обучения,
обеспечив, с одной стороны, снятие
обязательности усвоения всех предъявленных
знаний (ребенок может, но не должен это
усвоить), а с другой стороны, дав
возможность каждому работать в
соответствии со своими возможностями
(рубрики учебников "Для тех, кто хорошо
читает", "Путешествие в прошлое",
"Этот удивительный мир" и др.). Особое внимание авторы УМК уделяют
созданию эмоционально-положительной
атмосферы обучения младших школьников,
развитию учебной инициативы и
самостоятельности. Методика
обучения построена таким образом, что
предоставляет каждому ребенку право
на ошибку, на самооценку своего труда,
самостоятельный анализ как процесса,
так и результатов обучения (Рубрика
"Проверь себя", рекомендации учителю
по формированию контролирующей
деятельности школьников). УМК "Начальная школа XXI века" стал
победителем "Конкурса по созданию
учебников нового поколения для средней
школы", проводимого Национальным
Фондом подготовки кадров и Министерством
образования РФ. Выражением общественного
признания УМК стали отраслевые и
правительственные награды комплекта.
В 2001 г. комплект стал победителем в
номинации "Учебник XXI века" и
обладателем книжного "Оскара" на
XIV Московской международной книжной
ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии
Президента РФ в области образования. Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий
Цели УМК "Начальная школа 21 века"
Авторы УМК реализовали следующие идеи:
В общих положениях Стандарта сказано:
Таким образом, содержание УМК «Начальная школа 21 века» соответствует требованиям ФГОС. Образовательным результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов. Для достижения результатов Стандарта требуются существенные изменений в построении процесса обучения младших школьников Какие это изменения?
Пример. Учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует её место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения, собственной рукой исправляет. Психологические исследования показали, что использование этого приёма только в течение трёх месяцев уменьшает количество ошибок на 20%. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность.
Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов. Младшему школьнику предлагается на уроке математики разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырёхугольника и один треугольник). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры. Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:
|
|
Персональный сайт учителя начальных классов Терещенко Н.В. © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |