Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.12.2024, 18:00

Сайт учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка РО Терещенко Н.В.

Терещенко Н.В.
Информация
Кл. руководителю
Учителю
Родителям
Школьникам

Каталог файлов

Главная » Файлы » Математика » Методические материалы

Математика 3 класс Рабочая программа ПНШ
[ Скачать с сервера (114.5 Kb) ] 18.08.2015, 15:28

Пояснительная записка

  Рабочая программа по математике составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы Чекина А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2013, УМК «Перспективная начальная школа»
  • Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
  • Положения о порядке утверждения и структуре рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ СОШ №3

 

        Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • воспитание критичности мышления, интереса к математике, умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

       Начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

 

Общая характеристика учебного курса

 

        Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рас- смотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

       Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным об- разом, арифметической и алгоритмической.

      В результате изучения курса математики обучающиеся:

  • научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
  • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
  • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета  «Математика»

В основеучебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность  по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
  • Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

 

 

 

 

     В процессе реализации программы будут применены следующие образовательные технологии: технологии личностно-ориентированного обучения, проблемно-поисковые технологии,  ИКТ.

     Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся   класса и специфики классного коллектива.   Основная масса обучающихся  со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету  на базовом уровне. Небольшая группа учеников  проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого в работе будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов деятельности.

 

Место и роль учебного курса, предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет  «Математика», входящий в образовательную область «Математика и информатика»,  изучается  4 часа в неделю. Объём учебного времени в 3 классе составляет 136 часов.

Последовательность изучения тем спланирована согласно авторской программе.

 

Содержание учебного предмета  3 класс (136 ч)

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Наименование разделов

Основное содержание

Виды практических работ

  1.  

Числа и величины

целые числа от 0 до 999 999 .  натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств  представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.

А.д №1

  1.  

Арифметические действия

Деление (первое знакомство во 2 классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3 класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом — деления и умножения.

С.р. №1,2,4;

Ар.д. №3,4,5,6,7;

Т.№3

К.р. №3,6

  1.  

Текстовые задачи

Составление и использование краткой записи задачи в табличной форме; решение простых задач на умножение и деление, использование столбчатой (или полосчатой) диаграммы для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение; решение и запись решения составных задач по действиям и одним выражением;

С.р.№ 5

Т..№ 4

К.р. № 5,8

  1.  

Геометрические фигуры

изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.

Ар.д. №1;

Т.№1

К.р. №2

  1.  

Геометрические величины

изучение величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин — километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с новыми величинами: величиной угла и площадью.

А.№8

Т.№2

Кр..№7

  1.  

Алгебраический материал

Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. В 3 классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.

 

  1.  

Работа с данными

В 3 классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации.

Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые).

-

 

Тематическое планирование

Раздел программы

Ч

Основное содержание по теме

Вид деятельности

УУД

1.

Числа и величины

10 ч

Нумерация и сравнение многозначных чисел.

Получение новой разрядной единицы – тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.

Натуральный ряд и другие числовые последовательности.

Величины и их измерение.

Единицы массы – грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).

описывать явления и события с использованием величин;

 

2.

Арифметические действия

46 ч

Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».

Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».

Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.

Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.

Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.

Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.

Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

выполнять арифметические вычисления;

 

пошагово контролировать правильность и полноту алгоритма выполнения арифметического действия (сложения, вычитания, деления, умножения)

3.

Текстовые задачи

36 ч

Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.

Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.

Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

прогнозировать результаты вычислений, решения задач;

сравнивать разные способы вычислений, решения задачи, выбирать рациональный (удобный) способ;

4.

Геометрические фигуры

10 ч

Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.

Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.

Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.

Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.

распознавать модели геометрических фигур в окружающих предметах; моделировать ситуации арифметическими и геометрическими средствами; построения геометрической фигуры;

 

5.

Геометрические величины

14 ч

Единица длины – километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).

Единица длины – миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм).

Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.

Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.

Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.

Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.

Выполнять геометрические построения; планировать решение задачи, выполнение задания на построение, вычисление, измерение;

разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка);

упорядочение предметов и математических объектов (длине, площади, вместимости, массе, времени);

6.

Работа с данными

20 ч

Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.

обнаруживать математические зависимости в окружающей действительности;

 накапливать и использовать опыт решения разнообразных математических заданий; осуществлять сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков; осуществлять поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методические материалы | Добавил: stasya441 | Теги: математика 3 класс пнш
Просмотров: 733 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школьный лагерь
Оцените сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги
Форма входа

Персональный сайт учителя начальных классов Терещенко Н.В. © 2024
Конструктор сайтов - uCoz