Город Донецк
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова
муниципального образования «Город Донецк»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№ 3 г.Донецка
Приказ от ____________ № ________
________________Литвинова И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку____________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование, 3 класс________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 170 ч в год, 5 часов в неделю________________________
Учитель Терещенко Наталья Владимировна___________________________
Программа разработана на основе авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Малаховская О.В., Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник,2012), УМК «Перспективная начальная школа»
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебный год 2015-2016_____________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Малаховская О.В., Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник,2012),
- Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
- Положения о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ СОШ №3
Цели и задачи курса
Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации.
Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, делающих упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не «добудет» недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
В процессе реализации программы будут применены следующие образовательные технологии: технологии личностно-ориентированного обучения, проблемно-поисковые технологии, технология комментированного письма, ИКТ.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса и специфики классного коллектива. Основная масса обучающихся со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в работе будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов деятельности.
Место и роль учебного курса, предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский язык», входящего в предметную область «Филология», в 3 классе согласно базисному учебному плану отводится 170 часов, по 5 часов в неделю. Из них 34 часа отведено на развитие речи.
Последовательность изучения учебных тем спланирована согласно авторской программе.
За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
Наименование разделов учебной программы
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
1
|
Фонетика и орфография
|
20 ч
|
выполнять звукобуквенный анализ слова;
«Орфография и пунктуация»
определять орфограммы; использовать разные способы проверки орфограмм; писать словарные слова в соответствии с заложенным программой минимумом; писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; писать слова с наиболее употребимыми приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з; писать слова с суффиксами -ек- и -ик-; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; свободно ориентироваться в учебной книге; работать с текстом; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; работать с несколькими источниками информации, текстами и иллюстрациями к текстам.
в разделе «Орфоэпия»
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова (что, чтобы …)
|
2
|
Лексика
|
15 ч
|
в разделе «Лексика»
отличать прямое и переносное значения слова; находить в тексте синонимы и антонимы; отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов
|
3
|
Морфемика и словообразование
|
20 час
|
в разделе «Орфоэпия»
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;правильно произносить орфоэпически трудные слова (что, чтобы …)
в разделе «Состав слова (морфемика)»
сравнивать слова, связанные отношениями производности; мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
обнаруживать регулярные исторические чередования;
|
4
|
Морфология. Понятие о частях речи
|
70 ч
|
в разделе «Морфология»
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
различать на письме приставки и предлоги; изменять существительные по числам и падежам, определять их род; различать названия падежей; изменять прилагательные по числам, падежам и родам; изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;
|
5
|
Синтаксис
|
15 ч
|
в разделе «Синтаксис»
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос; находить в предложении основу и второстепенные члены предложения; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
|
6
|
Развитие речи с элементами культуры речи
|
30 ч
|
«Развитие речи»
определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
работать со словарями; соблюдать орфоэпические нормы речи; устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
|
7
|
Резерв
|
|
|
|
Итого
|
170ч
|
|
Тематическое планирование 3 класс (170 ч, 5ч в неделю)
№
|
Содержание программного материала
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
УУД
|
1
|
Фонетика и орфография
|
20ч
|
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса -ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
|
содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• проверять сомнительные написания (безударные гласные
в корне, парные по глухости–звонкости согласные, непроизноси-
мые согласные); жи–ши, ча–ща, чу–щу в разных частях слова;
• выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях
слова;
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в про-
грамме минимумом;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическо-
му словарю учебника (словарь «Пиши правильно»);
• различать на письме приставки и предлоги;
• употреблять разделительные ь и ъ;
• находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
|
2
|
Лексика
|
15ч
|
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
|
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помо-
щью толкового словаря учебника.
|
3
|
Морфемика и словообразование
|
20ч
|
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
|
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• определять начальную форму слов-названий предметов,
слов-названий признаков и слов-названий действий;
• изменять слова-названия предметов по числам и команде
вопросов; определять их род;
• изменять слова-названия признаков по числам, команде во-
просов и родам.
|
4
|
Морфология Понятие о частях речи
|
70ч
|
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
|
|
5
|
Синтаксис
|
15ч
|
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос. Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения). Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
|
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• находить в составе предложения все словосочетания; в сло-
восочетании находить главное слово и зависимое и ставить от
первого ко второму вопрос;
• определять тип предложения по цели высказывания и эмо-
циональной окраске;
• находить в предложении основу (главные члены) и неглав-
ные члены;
• задавать вопросы к разным членам предложения.
|
6
|
Развитие речи с элементами культуры речи
|
30ч
|
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении. Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме. Оформление писем элементарного содержания.
|
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль текста, составлять план
текста и использовать его при устном и письменном изложении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно написать и оформить письмо элементарного со-
держания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных рече-
вых ситуациях (встреча, прощание и пр.);
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
|
7
|
Повторение
|
|
|
|
8
|
Резерв
|
|
|
|
|
Итого
|
170ч
|
|
|
|