Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.12.2024, 23:59

Сайт учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка РО Терещенко Н.В.

Терещенко Н.В.
Информация
Кл. руководителю
Учителю
Родителям
Школьникам

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык » Поурочное планирование

Русский язык 3 класс рабочая программа ПНШ
[ Скачать с сервера (200.7 Kb) ] 18.08.2015, 15:17

Город Донецк

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова

 муниципального образования «Город Донецк»

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№ 3 г.Донецка

Приказ от ____________ № ________

________________Литвинова И.Н.

     

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по        русскому     языку____________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс): 

начальное общее образование,  3 класс________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

 

Количество часов 170 ч в год, 5 часов в неделю________________________

 

Учитель  Терещенко Наталья Владимировна___________________________

 

Программа разработана на основе   авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Малаховская О.В., Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник,2012),  УМК «Перспективная начальная школа»

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 

Учебный год  2015-2016_____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Рабочая программа по русскому языку составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Малаховская О.В., Байкова Т.А. – М.: Академкнига/Учебник,2012),
  • Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
  • Положения о порядке утверждения и структуре рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ СОШ №3

 

Цели и задачи курса

Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.

 

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

            Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Общая характеристика учебного курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

            Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

            Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

            Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации.

Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, делающих упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не «добудет» недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

   Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

       Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

            В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

            В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

        В процессе реализации программы будут применены следующие образовательные технологии: технологии личностно-ориентированного обучения, проблемно-поисковые технологии, технология комментированного письма, ИКТ.

       Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся   класса и специфики классного коллектива.   Основная масса обучающихся  со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету  на базовом уровне. Небольшая группа учеников  проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого в работе будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов деятельности.

 

Место и роль учебного курса, предмета в учебном плане

На изучение курса «Русский язык», входящего в предметную область «Филология»,  в 3 классе согласно базисному учебному плану отводится 170 часов, по 5 часов в неделю. Из них 34 часа отведено на развитие речи.

Последовательность изучения учебных тем спланирована согласно авторской программе.

За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

    Материал курса «Русский язык» представлен  следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

            Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

            Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

 

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

 

 

1

Фонетика и орфография

20 ч

 

выполнять звукобуквенный анализ слова;

«Орфография и пунктуация»

определять орфограммы; использовать разные способы проверки орфограмм; писать словарные слова в соответствии с заложенным программой минимумом; писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; писать слова с наиболее употребимыми приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з; писать слова с суффиксами -ек- и -ик-; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; свободно ориентироваться в учебной книге; работать с текстом; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; работать с несколькими источниками информации, текстами и иллюстрациями к текстам.

в разделе «Орфоэпия»               

правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова (что, чтобы …)

2

Лексика

15 ч

 

в разделе «Лексика»

отличать прямое и переносное значения слова; находить в тексте синонимы и антонимы; отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов

3

Морфемика и словообразование

20 час

 

в разделе «Орфоэпия»               

правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;правильно произносить орфоэпически трудные слова (что, чтобы …)

в разделе «Состав слова (морфемика)»

сравнивать слова, связанные отношениями производности; мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

обнаруживать регулярные исторические чередования;

4

Морфология. Понятие о частях речи

 

70 ч

в разделе «Морфология»

различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

различать на письме приставки и предлоги; изменять существительные по числам и падежам, определять их род; различать названия падежей; изменять прилагательные по числам, падежам и родам; изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;

5

Синтаксис

15 ч

 

в разделе «Синтаксис»

находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос; находить в предложении основу и второстепенные члены предложения; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;

6

Развитие речи с элементами культуры речи

30 ч

 

«Развитие речи»  

определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

работать со словарями; соблюдать орфоэпические нормы речи; устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;  писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

7

Резерв

 

 

 

Итого

170ч

 

 

Тематическое планирование  3 класс (170 ч, 5ч в неделю)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

УУД

1

Фонетика и орфография

20ч

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

            Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

            Правописание предлогов.

            Разграничение на письме приставок и предлогов.

            Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

            Написание суффикса -ок- после шипящих.

            Звукобуквенный разбор слова.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

•  проверять  сомнительные  написания  (безударные  гласные

в корне, парные по глухости–звонкости согласные, непроизноси-

мые согласные); жи–ши, ча–ща, чу–щу в разных частях слова;

• выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных  частях

слова;

• писать словарные слова в соответствии с заложенным в про-

грамме минимумом;

• определять (уточнять) написание слова по орфографическо-

му словарю учебника (словарь «Пиши правильно»);

• различать на письме приставки и предлоги;

• употреблять разделительные ь и ъ;

• находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

 

2

Лексика

 

15ч

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять  значение  слова по  тексту или  уточнять  с помо-

щью толкового словаря учебника.

 

3

Морфемика и словообразование

 

20ч

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

 

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

•  определять  начальную  форму  слов-названий  предметов,

слов-названий признаков и слов-названий действий;

•  изменять  слова-названия  предметов  по  числам  и  команде

вопросов; определять их род;

• изменять слова-названия признаков по числам, команде во-

просов и родам.

 

4

Морфология  Понятие о частях речи

 

70ч

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Морфологический разбор имени существительного.

            Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении.   Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

 

5

Синтаксис

 

15ч

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.                                                                      Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).                                                                                                         Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

Лексикография Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

 

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

• различать предложение, словосочетание и слово;

• находить в составе предложения все словосочетания; в сло-

восочетании  находить  главное  слово  и  зависимое  и  ставить  от

первого ко второму вопрос;

• определять  тип предложения по цели высказывания и эмо-

циональной окраске;

•  находить  в  предложении  основу  (главные  члены)  и  неглав-

ные члены;

• задавать вопросы к разным членам предложения.

 

6

Развитие речи с элементами культуры речи

 

30ч

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

            Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.       Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.                                                         Оформление писем элементарного содержания.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

•  определять тему и основную мысль текста, составлять план

текста и использовать его при устном и письменном изложении;

•  членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

•  грамотно  написать  и  оформить  письмо  элементарного  со-

держания;

•  владеть нормами речевого этикета в типизированных рече-

вых ситуациях (встреча, прощание и пр.);

•  соблюдать орфоэпические нормы речи;

 

7

Повторение

 

 

 

8

Резерв

 

 

 

 

Итого

170ч

 

 

Категория: Поурочное планирование | Добавил: stasya441 | Теги: русский язык 3 класс пнш
Просмотров: 1564 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школьный лагерь
Оцените сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги
Форма входа

Персональный сайт учителя начальных классов Терещенко Н.В. © 2024
Конструктор сайтов - uCoz