Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Василия Цветкова муниципального образования «Город Донецк»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
Литвинова И.Н._______________
«____» ________________ 2016 г.
Программа
летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
«Город БЕЗОПАСНОСТИ»
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет
Срок реализации программы: 1-27 июня 2016 года
Пояснительная записка
«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Статья 1
Закона РФ "О безопасности»
Вот и начались долгожданные летние каникулы. Пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью. Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Место реализации программы:
Информационная карта программы
1
|
Полное название программы
|
Программа пришкольного лагеря «Город безопасности» с дневным пребыванием детей
|
2
|
Цель программы
|
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
|
3
|
Направление деятельности
|
Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
|
4
|
Краткое содержание программы
|
Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
|
5
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Василия Цветкова муниципального образования «Город Донецк», (МБОУ СОШ №3)
|
6
|
Адрес, телефон
|
Ростовская область, г.Донецк, ул.Цветкова, д.20а, т.27797
|
7
|
Место реализации
|
Пришкольный лагерь «Город безопасности» с дневным пребыванием детей
|
8
|
Количество, возраст учащихся
|
50 человек
с 6 до 16 лет
|
9
|
Сроки проведения, количество смен
|
1 смена – с 01.06.16 – по 27.06.16г.
|
Актуальность программы: За последние годы наблюдается тенденция увеличения детской смертности и травматизма, как в результате несчастных случаев, так и по неосторожности, как детей, так и взрослых. Статистика показывает, что в большинстве несчастных случаев, причиной является элементарная халатность и не соблюдение правил и норм техники безопасности. А беду легче предупредить, чем бороться с последствиями. Только систематическая работа с ученическим коллективом по предотвращению несчастных случаев, может привести к положительному результату в этой неутешительной статистике. Именно по этой причине было принято решение о направлении воспитательной работы в пришкольном лагере. Но этот не единственное направление. Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе. Программа охватывает все аспекты образовательного процесса – воспитание, обучение, развитие.
Деятельность школы по программе «Школа безопасности» осуществляется на основании законодательных актов и иных нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом»;
Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";
Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России";
Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Локальные акты школы.
Программа «Школа безопасности» включает в себя несколько направлений:
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
«Пожарная безопасность».
«Защита от терроризма».
«Защита по ГО и ЧС».
Цель: обобщение и систематизация практических знаний учащихся в области личной безопасности; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
- В игровой форме изучить, повторить и систематизировать основные инструкции по технике безопасного поведения в быту, при пожаре, при чрезвычайных ситуациях природного характера (наводнение, полноводие и т.п.), ПДД, при угрозе террористического акта;
- Создать педагогическую воспитательную среду, способствующую укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
- Выявить и развить творческий потенциал ребёнка, включить его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
- Создание условий для полноценного отдыха, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
Принципы
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- изучение и освоение культуры народа;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
8. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Условия реализации программы
1. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
б) игровая с набором настольных игр, столовая, спортивный зал.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отрядов;
3. Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в обще лагерных мероприятиях;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Механизм реализации программы.
Проект реализуется через деятельность пришкольного лагеря с использованием интерактивных форм работы с детьми (анкеты, игры, конкурсы, акции, праздники, соревнования). Что позволит создать необходимые условия для отдыха, труда, проявления лидерских способностей, развития творческого потенциала детей, привития навыков культурного поведения в обществе, приобщения к прекрасному, формирования общечеловеческих ценностей и рационального использования каникулярного времени.
Сроки реализации программы. «Город Безопасности» реализуется в течение лагерной смены —21 день.
Ожидаемые результаты:
- соблюдение и практическое применение инструктажей, техник безопасности и правил поведения в повседневной жизни ребенка;
- отдых, труд и рациональное использование каникулярного времени всех воспитанников лагеря;
- изучение интересов, склонностей и потребностей воспитанников лагеря для планирования мероприятий, помогающих формированию у детей системы ценностей, установок поведения, общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- обогащение сознания и мышления детей знаниями об элементарных моральных, нравственных, трудовых и культурных нормах;
- проведение игр, конкурсов, акций, праздников, способствующих развитию творческого потенциала, гражданских инициатив воспитанников, проявлению их лидерских способностей;
- создание благоприятной эмоционально — психологической и нравственной атмосферы в лагере, способствующая взаимоуважению и самосовершенствованию всех воспитанников лагеря.
Содержание программы
Содержание программы соответствует цели и задачам, которые реализуются в течение дня согласно выбранным направлениям.
«Пост ПДД»
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствуя формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
- Продолжить формирование культуры поведения в условиях дорожного движения.
- Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
- Научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города, своего населенного пункта.
- Повторить правила дорожного движения: поведение на улице, поведение в общественном транспорте, сигналы светофора.
«Пожарная каланча»
Выбор данной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев, в том числе от пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.
Анализ причин возникновения пожаров показывает, что главная проблема состоит в том, что у учащихся отсутствуют навыки обращения с огнем, недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Цель: систематизировать знания учащихся основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.
Задачи:
1.Закреплять знания о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара;
2.Повторить правила как вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности;
3. Углублять знания детей о причинах возникновения пожара;
4. Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.
«Небоскреб Здоровье»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых выпускников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой.
Цель: формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности
Задачи:
1. В игровой форме повысить интерес к своему здоровью, его сохранению, прививать навыки здорового образа жизни;
2. Повышать уровень культуры здоровья учащихся;
3. Рассказать о вредных привычках и их последствиях на организм.
«Микрорайон Безопасности»
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить детей к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Цель: Обобщение и закрепление правил безопасности на улице и дома, учить использовать в быту полученные раннее знания.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о предметах опасных для жизни и здоровья, повторить последствия неосторожного обращения с ними;
2. Систематизировать у детей представление о правилах поведения в опасных ситуациях дома и на улице;
3. Повторить инструктажи и развивать умения при использовании предметов домашнего обихода;
4.Закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.
5.Углубление у школьников понимания ценности жизни и здоровья.
6. Развитие самодисциплины и чувства личной ответственности.
7. Воспитание уверенности в себе и своих силах.
«Интернет кафе»
В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом.
Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.
Доступ детей к технологиям существенно возрос: компьютеры в семьях, компьютеры в школах, возможность подключения к Интернету в общественных местах, таких, как молодежные клубы, кафе стали обычным явлением. Сейчас для многих молодых людей Интернет – это способ обучения, а Интернет и мобильный телефон – средство общения со сверстниками вне школы. Многие подростки настольно привязаны к технологиям, что отключение на некоторое время создает у них ощущение оторванности от общественной жизни. И в то время как совершенно очевидно, что технологии предлагают детям беспрецедентные возможности для обучения, общения, творчества и развлечения в виртуальной среде, так же очевидно, что эти возможности сопровождаются появлением присущих новой среде рисков. Хотя технологические знания и умения детей могут быть на очень высоком уровне, они могут не сознавать в должной мере уровень опасностей, сопутствующих новым возможностям. В последние годы появилась новая проблема, связанная с детской Интернет-безопасностью. Как в любой иной сфере жизни, дети и подростки в Интернете более уязвимы: могут невольно оказаться в сложной ситуации, пользуясь Интернетом. Более того, сами того не подозревая, они могут оказаться втянутыми в недопустимые, а, порой, и противозаконные вещи
Цель: учить учащихся ориентироваться в потоке информации, систематизировать и фильтровать полученные знания.
Задачи:
1. Рассмотреть влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером и в сети Интернет;
2. Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером и просмотре телевизора;
3. Выявить основные вредные факторы при работе на компьютере, просмотре телевизора, работе в сети интернет;
В связи с таким содержание воспитательной работы в лагере составлен план сетка мероприятий.
В результате деятельности педагогического коллектива лагеря по программе мы предполагаем, выработать у обучающихся навыки поведения, направленные на соблюдение мер безопасности, которые уменьшают вероятность попадания в опасную, экстремальную или чрезвычайную ситуацию. Отработанные навыки и практические умения позволят быстро и чётко ориентироваться в тревожных ситуациях, принимать правильные решения для спасения жизни и здоровья.